Приветствую вас, геймеры! Оставив за спиной тяжёлый понедельник, самое время познакомиться с чем-то новым и интересным. А я попробую вас немного удивить. На повестке заметка об "игре" (почему в кавычках - узнаете позже) Spring, разбор одной из выдающихся частей игрового механизма - работы лобби-клиента и получения игрового контента, а также скандалы, интриги, расследова краткие заметки об основных игровых модах, советы по установке, подборка полезных ссылок и предупреждения о найденных багах. Но сначала дискламер и немного философии. Итак, начнём.
Вообще, это заметка о конкретной игре, блога которой тут нет. Один ведение блога не я осилю, да и смысла нет, если о игре никто не знает, но это поправимо, если игра вам понравится :)
Дискламер: боюсь, не удержусь от упоминаний steam и т.п., но цель материала исключительно просветительская, а не разжигание межгеймерской розни. Как новшества, так и недостатки есть у всех продуктов. Так же тут много букв, о которые можно сломать мозг. За это я тоже не отвечаю, хотя старался писать вменяемо.
Об эволюции, интернете и приготовлении игр на пару.
На месте этого короткого предложения должно быть массивное вступление о том, что раньше игровая аудитория была не такая большая, доступ в интернет был весьма дорог и денег это приносило на-а-амного меньше, чем сейчас, а так же о том, что времена переменились, но это вы и сами знаете :) Развиваются игры, радуют нас красивой картинкой и объёмным звуком, но вместе с ними эволюционирует и другая, менее заметная (но от этого не менее прибыльная) сторона индустрии, обеспечивающая максимально лёгкий доступ к играм и удобство геймеру. Да, игроку (читай - покупателю) угодить хотят все, дабы покорить его сердце и "привязать" к своей платформе, а значит, показывать рекламу, продавать ему игры и т.п. Возможно, если бы ЕА не проспала момент, картина сейчас была бы несколько иной, но лидером в этой сфере является steam от компании Valve. Но говориться тут будет о программе целой системе, что сама скачивает игру, находит и устанавливает патчи, обеспечивает связь между игроками, интегрирована с веб-форумами и т.д. Выглядит система почти идеально, прямых конкурентов на коммерческой основе у неё нет - тот же impulse не так функционален. Однако, совершенству нет предела и пример этого пришёл уж с совсем неожиданной стороны. Имя ему - Spring (вообще, это система, состоящая из нескольких программных продуктов, но я пока буду именовать её одним словом). Для начала, это не конкурент steam, хотя бы потому, что через сам клиент (spring downloader) ничего не продаётся. Просто цели у них одинаковые. Это система, что избавляет игрока от головной боли и предоставляет ему удобный интерфейс для общения и игры. А вот теперь раскроем карты.
О том, из чего это всё состоит и с чем это едят.
...заодно и о процессе установки. Но сначала просто необходимо рассказать, с чем мы имеем дело. Изначальная цель Spring - перенос старой-доброй Total Annihilation в полное 3D с сохранением оригинальной атмосферы, сторон и юнитов. Сам по себе Spring - трёхмерный графический движок для Linux и Windows, идеальный создания стратегических игр на его основе. Так и называется - Spring RTS Engine. Выпускается сие чудо под GPL и распространяется бесплатно. Он предоставляет визуализацию, физику и единый интерфейс для всех модов, что его используют. Также в комплекте несколько видов AI для игры и базовые скрипты. Но в сам движок, разумеется, поиграть нельзя. Игры для Spring - это различные моды, что ставятся на уже установленный движок. Мод может содержать собственные модели, музыку, карты и миссии, наборы виджетов... Каждый мод представляет из себя отдельную игру, почти как и в случае с source-модами, но из-за яркой сетевой направленности Spring, карты, качаются отдельно, ибо совместимы со всеми модами. Итак, ставим движок, ищем/ставим моды, ищем/ставим карты, ставим лобби-клиент, ставим виджеты... Ожидаете головной боли? "Не дождётесь!" (с), ибо начинается самая "вкусная" часть: вы просто скачиваете инсталлер движка и всё. Для удобства уже придуман замечательный инструмент - Spring Downloader. Если отметите этот пункт при установке движка, то после завершения процесса, программа автоматически скачает downloader и разместит его в папке с игрой. Функция downloader'а понятна из названия - он скачивает всё, что необходимо для игры - обновления, карты, виджеты, моды. Реализовано это через систему торрентов, так что со скоростью закачки проблем быть не должно, как таковых. Просто вводите название того, что хотите скачать, а остальное игра сделает сама. Установщик предложит поставить teamspeak - он также интегрирован с spring. Сию опцию я не проверял, т.к. с друзьями используем скайп (да, скайп - зло, но, пакость, удобный). Вместе с движком сразу ставится и игровой клиент SpringLobby (это в Windows, для Linux есть отдельный пакет или всегда можно собрать из исходников). Софтина местами глючная, но удобная. После простой процедуры регистрации, вам становятся доступными чат, сетевая игра и игровые торренты (такая же система, как в downloader'е). Так же из лобби вы можете побродить по настройкам движка, что едины для всех модов, просмотреть реплеи или свою галерею скриншотов. Теперь по порядку. Чат организован на основе IRC-сети, но с некотрыми расширениями - например, появилась система рейтингов. Всё как обычно - победил, получил достижения, получил опыт за каждое, прибавил рейтинг. Так же прямо из чата всегда можно присоединиться к бою, в котором участвует выбранный игрок. Соответствующий статус (не в битве, в ожидающей старта игре, в уже начавшейся битве) так же рядом с ником.
SpringRTS - очевидное-невероятное: обзор игры
SpringRTS - очевидное-невероятное: обзор игры
Игроков можно добавлять в группы и назначать "групповые" события (лучше всего об этом расскажет скриншот):
SpringRTS - очевидное-невероятное: обзор игры
SpringRTS - очевидное-невероятное: обзор игры
Коли это IRC, есть и каналы. Всего их под сотню, но активных намного меньше. Во вкладке multiplayer вы видите все битвы (фильтр предусмотрен), но рядом с каждой отмечается, есть ли у вас мод и карта, на которых запущена игра. Если чего-то нет, опция "скачать" в контекстном меню решит проблему. Файл будет качаться так же, через торренты и будет автоматически установлен куда надо. Прощай, получасовое ожидание, пока скачается 30М карта с сервера UT3, ибо поставлено ограничение скорости - аналога по удобству системе в springlobby я не видел. В целом, имхо, это одна из самых прогрессивных на сегодняшний день систем. Она удобна и может тягаться даже с коммерческими проектами. Есть определённые недоработки, но не стоит забывать, что springlobby ещё в версии 0.19.
Установка в популярных линуксах должна быть ещё проще: есть отдельный deb-репозиторий с файлами игры для debian-based и оверлей для генту. В мандриве видел rpm ещё полтора года назад, когда на ней сидел. Если чего-то не хватает, всегда можно собрать из исходников, что я и сделал (для слаки были устаревшие версии пакетов).
Но что всё обсуждать удобства клиента, когда игроку интересна сама игра. А вот с игрой сложнее, ведь каждый мод - отдельная игра и все описывать в одном обзоре смысла нет. Так что сегодня остановлюсь подробно на TA-style модах, хотя на самом деле есть и PURE с серьёзно исправленным геймплеем и Spring 1944 с говорящим названием, и Kernel Panic, действие которого происходит внутри компьютера.
Все моды, что не удивительно, объединяет гейплей. Нет, моды не играются одинаково, просто у всех примерно одинаковые принципы, перенятые от оригинальной Total Annihilation. Кто играл в неё или в Supreme commander - разберётся без труда. Перед нами большая карта, ограничение на 1000-1500 юнитов, два бесконечных по сути, но труднодобываемых ресурса и задача - уничтожить противника любыми способами. Смак игры в том, что способов этих сотни. Начиня от банального раша, заканчивая бесконечными обстрелами дальнобойной артиллерией. И, разумеется, присутствует самый полный из когда-либо виденных мной, набор "супероружия". Игра полностью снимает какие-либо ограничения на тактики. В нашем распоряжении множество видов войск, по пятку, а то и больше видов юнитов в каждом, карты с разным ландшафтом, полностью поддерживаемый на каждой карте терраморфинг, что вносит серьёзные коррективы в игру.
SpringRTS - очевидное-невероятное: обзор игры
SpringRTS - очевидное-невероятное: обзор игры
вот тут уже враг не пройдёт до поры до времени
Плюс к тому, у юнитов есть показатели точности, на которые влияет положение цели, скорость движения и прочее, что уже не учитывается игроком, ведущим в наступление 100-150 боевых единиц. И в довершение списка: в каждый юнит можно сесть в режиме "от первого лица" и управлять им напрямую. Лично проверить мощность оружия на враге :) (оговорюсь - т.к. модели техники почти в каждом моде разные, камера не всегда расположена удобно и некоторыми юнитами управлять не в удовольствие). Итак, вкратце о модах:
Balanced Annihilation. Текущая версия 7.00. Форум. Самый "играемый" мод на сегодня. Однако, новичков отгонит непримечательный внешний вид - мод использует модели из оригинальной TA, поэтому почти все они выглядят жутковато. Другое дело, что во время игры задумываешься о тактике, а любоваться времени уже не остаётся. В остальном, игра следует канонам TA - сильные наборы юнитов открываются после постройки улучшенных вариаций "заводов" (вообще, labs в терминах *A), в начале игры у вас только один командующий, что не отличается особой мощью, поэтому беречь его надо более, чем в других модах, а не то:
SpringRTS - очевидное-невероятное: обзор игры
SpringRTS - очевидное-невероятное: обзор игры
Complete Annihilation. Текущая стабильная версия 5274, тестовая на вчера: 5442. Сайт, вики и форум. Самая красивая игра на Spring, что я видел (галерея). Среди модов использует самый полный набор технологий движка, поэтому выглядит замечательно, но глаза обилием эффектов не режет - всё отлично сбалансировано. В игре свои модели зданий и техники. На описание всех нововведений уйдёт целая статья, поэтому тут перечислю только самое основное. Геймплей и баланс сильно изменены, ибо введено плоское дерево технологий. Т.е. все здания и юниты доступны сразу, стройте хоть нюки на первой минуте (GL в этом начинании, конечно). Баланса ради убрали сверхмощную артиллерию, зато добавили много новых видов техники и оригинальное супероружие. Авторы максимально облегчили макроменеджмент (в мод по-умолчанию включены плагины metalmakers (автоконтроль переработки энергии в металл), smart nanos (улучшает поведение нано-туррелей), transportation (если поблизости от завода есть транспорт, он автоматически будет доставлять медленных юнитов к точке сбора) и прочие), дабы игроки сосредоточились на битвах. Собственно, так и происходит, геймплей очень насыщенный и требует от игрока полной выкладки. CA участвует в проекте planet-wars.eu. Это онлайн-кампания в стиле Conquest, но с битвами за планеты в реальном времени в CA. Пока что бета-версия, но сайт выглядит замороженным - последняя битва была аж в мае. Интереснейшая задумка с привлекательным списком особенностей, надеюсь, это не более, чем перерыв на лето, а не полная заморозка.
SpringRTS - очевидное-невероятное: обзор игры
SpringRTS - очевидное-невероятное: обзор игры
SpringRTS - очевидное-невероятное: обзор игры
SpringRTS - очевидное-невероятное: обзор игры
Это обычные бомбардировщики и одно супероружие
NOTA (Not Original TA). Последняя версия 1.59. Форум, wiki на springrts. Серьёзная переработка TA. В отличие от предыдущих модов, изначально строительством занимается центральная база, а командующего можно построить позже, как обычного юнита. Есть ограниченная зона застройки вокруг базы, что вынуждает игрока строить "экспаншны", расширяя контролируемые территории. В игре наиболее полно представлена артиллерия, но выдержан баланс. В большинстве своём, юниты перенесены из оригнальной ТА, однако часть получила новые модели. Разумеется, всё ребалансировано и мод сейчас отлично играется. С версии 1.54 в его состав входит мутатор SpaceBugs, добавляющий режим, в котором нужно выстоять против волн жуков и уничтожить их королеву, что появляется спустя опреленённое время. Была бы против них актуальна пехота, можно было забыть, что играешь в NOTA, а не в реинкарнацию Звёздного десанта :) Завлекалочки под спойлером:
SpringRTS - очевидное-невероятное: обзор игры
SpringRTS - очевидное-невероятное: обзор игры
SpringRTS - очевидное-невероятное: обзор игры
SpringRTS - очевидное-невероятное: обзор игры
Вундервафля "вулкан" и результат его применения
XTA. Последняя версия 9.585. Форум, Unit Guide. Ещё один продолжатель идей ТА, но не остающийся в строгих рамках оригинала. Добавлено несколько новых юнитов, изменены роли старых, схема развития базы осталась прежней - через командующего. Древо технологий плоское, но не даст доступа к модернизированным юнитам до постройки advanced заводов. За баланс можно не переживать - мод балансировался 5 лет, начиная с ТА. Плюс, всё приправлено отличными спецэффектами, что заставляет сердце радоваться, а челюсть - опускаться (хотя distortion-шейдера на "воздухе" тут очень не хватает, LUPS придётся прикручивать самому, если возникнет желание).
SpringRTS - очевидное-невероятное: обзор игры
SpringRTS - очевидное-невероятное: обзор игры
был коммандер... и нету
Я рекомендую поиграть в каждый из этих модов, тем более, что отдельно ничего настраивать не придётся, да и весят они немного, зато "game experience" от каждого разный.
Рандомный набор скринов из разных модов. Да, в игре есть физическая модель и обломки разлетаются как должно
SpringRTS - очевидное-невероятное: обзор игры
SpringRTS - очевидное-невероятное: обзор игры
SpringRTS - очевидное-невероятное: обзор игры
SpringRTS - очевидное-невероятное: обзор игры
SpringRTS - очевидное-невероятное: обзор игры
SpringRTS - очевидное-невероятное: обзор игры
SpringRTS - очевидное-невероятное: обзор игры
SpringRTS - очевидное-невероятное: обзор игры
SpringRTS - очевидное-невероятное: обзор игры
SpringRTS - очевидное-невероятное: обзор игры
SpringRTS - очевидное-невероятное: обзор игры
SpringRTS - очевидное-невероятное: обзор игры
SpringRTS - очевидное-невероятное: обзор игры
SpringRTS - очевидное-невероятное: обзор игры
SpringRTS - очевидное-невероятное: обзор игры
SpringRTS - очевидное-невероятное: обзор игры
О жуках и дихлофосе
Куда ж без них. Как движок, так и все перечисленные программы/моды находятся в "heavy development". Сие значит не что иное, как негласное предупреждение о наличии шероховатостей в игровом процессе. Но спешу обрадовать: чтобы напороться на жука, придётся сильно помучаться и наиграть не один десяток часов. У меня игра за месяц ещё ни разу не вылетала, не ломалась и не зависала. Итак, список известных* мне проблем и методы борьбы:
*дискламер: мне было лень тестировать игру на вин7 (читай - ставить вин7). Я не собирал игру под х64 на линукс, к тому же у меня не было возможности проводить тесты на картах от ATI, так что данные собраны только с GF 7600GT agp, GF 9600GT, GF 9800GT, GTX295.
1. Общее:
1.1. После установки движка не могу найти downloader.
Возможно, не была отмечена опция в инсталлере. Скачать downloader для Windows можно тут.
1.2. Где downloader для линукс?
Ссыль на CA давно сдохла, если кто что-то живое найдёт, отпишитесь. Можно с таким же успехом использовать торренты внутри springlobby, что вам и советую сделать.
1.3. При попытке автообновления, springlobby надолго зависает.
Тс-с-с, тише, оно на самом деле упорно работает. Не закрывайте клиент, он сам попросит себя перезапустить, как всё скачает.
1.4. После нажатия "скачать карту/мод", она не появляется в списке "Downloads"
Бывает такой глюк. Ориентируйтесь по показателю "скорость входящего потока". Или, возможно, никто не раздаёт.
1.5. Не открывается replay из springlobby
Старая ошибка. Придётся переносить иконку реплея на иконку spring.exe. В линуксе удобнее дать реплей спрингу в качестве параметра.
1.6. Где можно глянуть хоткеи?
На этой вырвиглазной картинке (делал не я, спрячте помидоры :) )
SpringRTS - очевидное-невероятное: обзор игры
SpringRTS - очевидное-невероятное: обзор игры
2. Техническое:
2.1. Замечены вылеты на Win Vista х64 SP1 спустя ~3 часа игры. Это было на прошлой версии, насчёт последней ещё не знаю. Лечится снижением графических настроек.
2.2. На WinXP x64 замечены потери производительности. Чем лечить - не знаю, я бы предложил снос этой системы нафиг.
2.3. Периодические зависания в игре (просадка до неиграбельных фпс на несколько секунд) на WinXP (х86 и х64) может быть вызвана конфликтом виджетов AreaMex и LolUI. Нажмите F11 выключите один из них (attention: список скроллится колёсиком мышки. Почему-то некоторые не догадываются). Это было замечено только на видеокартах GF9600 с драйверами 186.18 и 190.36 и только в моде CA v5274 (тестовые билды прогнать пока не удалось).
2.4. Низкий фреймрейт лечится установкой Threaded optimization в положение "выкл" в Nvidia control panel -> manage 3d settings. Мне это дало +15 fps на WinXP.
2.5. Некоторые карты вылетают при использовании AAI. Обещали пофиксить, но что-то не заметно. Используйте RAI или KAIK - они лучше.
2.6. KAIK умеет тупить на некоторых картах. Уж не знаю, что с ним можно сделать. Мы просто меняем его на RAI. Заметный плюс KAIK - он умеет спамить flash/peewee, как часто делают игроки в реальной игре. RAI так не делал на моей памяти.
Список проблем и их решений будет обновляться в комментариях.
Пара советов
- На карте можно ставить отметки и даже рисовать. Жмёте тильду и: ЛКМ рисует, ПКМ - стирает. Нажав на колёсико, поставите отметку со звуковым оповещением. 2хЛКМ позволит подписать ваши художества. В конце может получиться так:
SpringRTS - очевидное-невероятное: обзор игры
SpringRTS - очевидное-невероятное: обзор игры
- Если при создании сервера игроки выберут одну "команду", то смогут играть вдвоём за одного игрока. Иногда это не только забавно, но и полезно: один может заниматься экономикой, а второй - микроконтролем. Для установления игровых союзов используется поле "союзник".
- Клавиша F5 убирает интерфейс. Удобно для скриншотов.
Чтож, пожалуй для первой статьи о Spring, материала более, чем достаточно. Простор для обзоров и фантазии огромен, начиная от обзоров модов, до тактик/карт/советов по настройке. Если интересно, в ближайшее время выложу тесты процессорозависимости, потребления видеопамяти и зависимости от видеоподсистемы для Windows и Linux - всё равно буду делать это для джаббер-конференции. В игре и на местном irc канале меня можно найти под этим же ником. Держите руку на красной кнопке и удачного вам знакомства с игрой. See you in the battle. :)